Размер шрифта: А А А
Цвет: Ц Ц Ц Ц
Изображения: Выкл. Вкл.
Обычная версия сайта

Глоссарий технических средств доступности для инвалидов

Специальная мебель для учащихся с инвалидностью

Предметы мебели для учащихся с разными формами инвалидности, нуждающихся в комфортных условий их пребывания в учебных помещениях. В целях создания оптимальных условий для организации образовательного процесса среди детей с ограниченными возможностями здоровья, рекомендуется использовать специальные наборы мебели, позволяющие учащемуся удобно и ортопедически правильно располагаться во время учебного процесса.

Возможности:

-комфортное размещение учащегося, компенсирующее проблемы, вызванные -особенностями здоровья;

-возможность длительного пребывания за учебным местом без ущерба для здоровья;

-уверенная опора, удобство движений;

-соблюдение правил расположения ученика на рабочем месте.

Состав комплекта мебели:

-ортопедический стул;

-подставка для ног;

-абдуктор;

-дополнительные опоры;

-парта с боковой и задней приставкой.

Электронная очередь, адаптированная для инвалидов

Комплекс состоит из пункта регистрации, устанавливаемого при входе, главного информационного табло и мини-табло для каждого оператора. Каждый гражданин выбирает интересующую его услугу в киоске регистрации, получает пронумерованный талон электронной очереди, переходит в зону ожидания и спокойно ждет вызова оператора. Вызов посетителей осуществляется с пульта оператора, при этом на главном информационном табло появляется номер очереди гражданина и номер стойки оператора. Это сообщение также дублируется в голосовом режиме. Для людей, имеющих ограничения по здоровью, посещение пенсионных фондов, поликлиник, центров сервиса коммунальных служб и других учреждений значительно облегчается, если они оборудованы системами электронной очереди, адаптированными для инвалидов. Прежде всего, это касается людей, имеющих инвалидность по зрению, слуху и нарушениям опорно-двигательных функций.

Пособия для слабовидящих и незрячих

Пособия предназначены для занятий со слабовидящими или незрячими детьми по общеобразовательным предметам в школе, для занятий с дошкольниками в детском саду. Вся информация дублируется шрифтом Брайля. Пособия составляются в полном соответствии со стандартными школьными программами.

Сенсорная комната

Особым образом организованное и оформленное помещение, в котором создаётся оптимальная среда для отдыха, расслабления, развития и реабилитации учащихся.

Учащиеся с инвалидностью и с особенностями развития испытывают повышенное нагрузки во время обучения. Они нуждаются в создании особых условий, нормализующих из психоэмоциональное состояние, создающих комфортные условия для реабилитации.

Основные функции:

-релаксация, психологическая разгрузка и восстановление сил;

-коррекционно-развивающие занятия;

-познавательное развитие;

-двигательная активность и развитие тактильной чувствительности;

-активация мозговой деятельности и стимуляция различных органов чувств.

Наполняемость сенсорной комнаты:

-мягкое оборудование;

-светозвуковые панели;

-воздушно-пузырьковые трубки;

-сухие бассейны;

-тактильное и развивающее оборудование.


Видеоувеличитель
  Предназначен для чтения текста и просмотра мелких рисунков слабовидящими учащимися с остротой зрения от 0,01 до 0,1. Комплекс представляет из себя учебное место для инвалида по зрению, обеспечивает возможность работы учащегося с графической, текстовой и печатной информацией (например, учебные материалы, пособия).

Дисплей Брайля
Устройство предназначено для отображения текстовой информации с обычного дисплея компьютера в виде строки брайлевского текста. Указанный дисплей в современных условиях открывает новые возможности для общения, обучения и качественного трудоустройства незрячих и слабовидящих людей.

Свето-звуковой информатор
Приспособление используется для информирования слепых и слабовидящих посетителей. Оно может быть установлено в любом месте: рядом с входной дверью (обозначая вход в здание), с лестничным эскалатором, в холле для ознакомления с услугами и работой учреждения и т. п. Сообщения могут содержать любую звуковую информацию, которая требуется в данном учреждении. Имеет разъемы для подключения к компьютеру и слот для размещения внешней памяти. Требуемая информация предварительно записывается на флеш-карту.
Управление и выбор проигрываемого файла осуществляется с помощью кнопок «вперед-назад» на передней панели (возможен выбор из нескольких записанных файлов). Прослушивание сообщения сопровождается световой индикацией.
Верхний датчик устройства может поворачиваться на угол 60 ° с левой и с правой сторон, что позволяет располагать его в различных областях, настроив в соответствии с фактическими потребностями.
Отличительной чертой является возможность автономной работы от аккумуляторов. Комплектуется датчиком движения. По запросу может быть установлена проводная кнопка активации.

Слухоречевой тренажер
Устройство предназначено для проведения индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия, отработки ритмико-интонационной речи в коррекционной работе с детьми, имеющими различную степень потери слуха.
Используется в коррекционных учебных заведениях, а также в учебных заведениях, реализующих систему инклюзивного образования.
Включает в себя специализированный звукоусилитель, к которому подключены наушники высокой мощности. Оборудование вырабатывает глубокий и качественный звук, что является незаменимым при аудиотренировке детей с нарушениями слуха

Информационный-сенсорный терминал
Устройство со встроенной индукционной системой моделей ИСТОК 42Р с плоским ЖК-экраном с диагональю 42 дюйма (формат изображения 16:9) представляет собой законченное решение, состоящее из антивандальной сенсорной панели 42″ в комплекте со стальным корпусом в качестве элемента общей конструкции.
Терминал разработан для установки в помещениях с повышенными требованиями к эргономике маломобильных граждан, в том числе инвалидов-колясочников, и предназначен для широкого применения в музеях, кинотеатрах, торговых центрах, выставках и других местах публичного доступа. Для людей с нарушениями слуха оснащен встроенной индукционной петлей. Имеет функцию текстофона.
· Для слабовидящих посетителей предусмотрены контрастные режимы отображения, экранная лупа, увеличение размера шрифтов, режимы приближения и удаления.
· Для слабослышащих посетителей в терминал встроена информационная индукционная система, передающая аудиоинформацию напрямую на слуховые аппараты.
·      Для посетителей на инвалидных колясках вся информация и зона управления терминалом смещается в нижнюю часть экрана.

Индукционные системы
Устройство предназначено для передачи голоса или иного аудиосигнала непосредственно в слуховые аппараты или кохлеарные импланты:
- когда не удобно использовать индивидуальные FM-системы - в библиотеке, у кабинете директора, в спортзале, в деканате, и т.д.,
- при необходимости обеспечить трансляцию выступления в крупных аудиториях, актовых залах и т.д.;
Переносные информационные (индукционные) панели передают голос с микрофона через встроенную индукционную петлю. В крупных и общественных помещениях (актовые и концертные залы, большие аудитории, холлы, коридоры, и пр.) размещаются стационарные информационные панели, которые подсоединяются к громкой связи зала (микрофону, звукоснимающему оборудованию, микшерному пульту), и обеспечивают значительный радиус передачи речи, музыки и пр. (до 200-700 кв.м.).

FM-система
Устройство предназначено для оборудования учебных помещений и позволяет обеспечить совместное обучение нормально слышащих учащихся с учащимися с нарушениями слуха. Индивидуальный FM-приемник передает голос преподавателя напрямую в слуховой аппарат (кохлеарный имплант) учащегося, устраняя влияние посторонних шумов и увеличивая уровень концентрации на обучении.
Система удобна и проста в использовании. Она способна в автоматическом режиме регулировать уровень громкости голоса преподавателя, транслируя сигнал в максимальном комфортном для учащегося режиме. А благодаря ее совместимости с акустическими системами голос преподавателя или лектора может транслироваться на аудиоколонки.

Акустические системы
Устройство предназначено для совместного обучения учащихся с разными возможностями слуха. Динамики аудиоколонок мягко усиливают голос преподавателя, равномерно распространяют его по помещению. Акустические системы (системы звукового поля) используются в общеобразовательных и специализированных учебных заведениях, лекционных помещениях и залах.
Идеально подходят для снижения голосовой нагрузки на преподавателя (лектора), улучшают понимание речи, упрощают процесс общения.
Система состоит из 2-х компонентов: звукоусиливающей колонки и микрофона. Передача звукового сигнала (речи преподавателя) происходит по FM-каналу.

Электронный ручной видеоувеличитель
Предназначен для чтения слабовидящими людьми с остротой зрения до 0,005% печатных текстов на экране телевизионного монитора. Может подключаться к видеовходу любого стандартного телевизора или к компьютеру. Форма корпуса и органы управления обеспечивают удобство перемещения ЭРВУ по тексту и переключение режимов работы. С его помощью можно читать газеты, журналы, книги, инструкции к лекарствам, кулинарные рецепты, счета и другую печатную продукцию.

Стол с микролифтом
Стол с микролифтом позволяет любому посетителю подбирать для себя оптимальную высоту столешницы, выполнять необходимые действия стоя или сидя, что одинаково удобно для всех, включая людей с инвалидностью.
Предназначен для оснащения тех зон зданий и учреждений, где у посетителей с инвалидностью, а также с нарушением функций опорно-двигательного аппарата возникает необходимость совершать действия с использованием рабочей поверхности (заполнять бланки, писать, работать и т.д.).

Телефоны с крупными кнопками

Крупные кнопки с контрастным рельефным шрифтом и обозначениями делают возможность пользоваться телефоном людям с нарушением зрения, а регулятор уровня громкости – настроить оптимальную громкость для посетителей, у которых есть проблемы со слухом. Телефоны с крупными кнопками и регулируемым уровнем громкости размещаются при входе в учреждение (около проходной или бюро пропусков, на ресепшн), а также в тех зонах или кабинетах приема посетителей, где у посетителей есть потребность сделать звонок.

Стационарный видеоувеличитель
Предназначен для чтения, написания, просмотра документов, фотографий, выполнения мелкой ручной работы. Также он лучше позволяет рассмотреть удаленные объекты. Преимущества: возможность установить оптимальный для пользователя уровень увеличения изображения; передача высококонтрастного изображения; возможность настройки изображения, исключающей блики и отражения и обеспечивающей комфортное положение при чтении.
Навигационная система для слабовидящих «Парус»

Навигационная система предназначена для ориентации слабовидящих и незрячих людей на улице и дома. Система состоит из индивидуальных навигационных браслетов-активаторов, а также рассредоточенных по зданию или территории (на развилках, у лифтов, лестниц, возле кабинетов, залов, туалетов) сети громкоговорителей с функцией записи и воспроизведения любых звуковых сообщений.
Световой маяк для зданий


Данный тип световых маяков предлагает наиболее удобный способ для обозначения доступности зданий и определения доступного для маломобильных категорий граждан выхода/входа в здания. Яркий индикатор позволяет менять отображаемую информацию с установленной периодичностью.
Электронный видеоувеличитель
Портативное цифровое увеличительное устройство, позволяющее увеличивать объект просмотра в несколько раз. Для людей, имеющих проблемы со зрением, вызванные различными заболеваниями и людей пожилого возраста это способ рассмотреть любое изображение и возможность чувствовать себя более уверенно даже с самым мелким текстом. В отличие от оптической лупы это электронное устройство имеет большую площадь изображения и больший коэффициент увеличения. Четкость изображения сохраняется на всей площади экрана, что делает чтение особенно комфортным.
Рисунок 18 Звуковые маяки
Электронные устройства, главным предназначением которых является передача инвалидам информации о правильном направлении движения посредством звукового сигнала. Такие устройства воспроизводят аудиосообщения для слабовидящих и незрячих людей в целях улучшения их ориентации в учреждениях транспортной инфраструктуры (аэропорты, вокзалы, переходы и т. д.) и в учреждениях социального назначения (магазины, больницы, образовательные учреждения).
Рисунок 19 Вертикальный подъемник
Вертикальные подъемники или лифтовые установки для инвалидов устанавливаются в частных жилых строениях, многоквартирных домах и зданиях общественного пользования с большим количеством этажей. Могут монтироваться снаружи (закрытого типа) или внутри здания.
Рисунок 20 Наклонный подъемник
Наклонный подъемник необходим для преодоления длинных лестничных пролетов с поворотами человеку с ограниченными возможностями здоровья, в том числе передвигающемуся на инвалидной коляске. Может устанавливаться в зданиях любого назначения — в офисах, музеях, государственных учреждениях, банках, жилых многоквартирных и частных домах. Он используется в зданиях, где невозможно установить вертикальный подъемник.
Рисунок 21 Автоматическая система открывания дверей
Распашная дверь может быть автоматизирована при помощи автоматического привода (приспособление не требует замены дверей, а монтируется на уже установленную). Привод устанавливается на механическую дверь как обычный дверной доводчик с наружной или внутренней стороны и подключается к системе электропитания. Возможны несколько вариантов открывания: - нажатием кнопки; - движением руки перед сенсорным переключателем; - при помощи пульта; - автоматическое открывание (датчик движения).
Рисунок 22 Кнопка вызова персонала универсальная
Универсальная кнопка вызова персонала с расширенным набором функций. Имеет световую и звуковую индикацию. Антивандальная - выполнена из особого типа пластика, стойкого к повреждениям и обеспечивающего полную защиту от воды, грязи, пыли. Влагонепроницаемая.
Рисунок 23 Кнопка для помещений с повышенной влажностью
Предназначена для дистанционного вызова помощника (сотрудника учреждения) при любых затруднениях или вопросах, имеет повышенный уровень водонепроницаемости (может работать под водой, непосредственно в душевых кабинах и т.д.). Монтируется как на вертикальных, так и на горизонтальных поверхностях.
Рисунок 24 Световой маяк для помещений
Световые маяки для помещения предназначены для контрастного выделения дверного проема. Данными световыми маяками обозначается выход из помещения. При необходимости можно обозначить любые другие дверные проемы.
Рисунок 1 Тактильно-звуковая мнемосхема для нерегулируемого пешеходного перехода
Приспособление для города, предназначенное для инвалидов по зрению в целях ориентирования и получения информации комбинированным способом (звук+тактильный рисунок)
Рисунок 2 Тактильные пиктограммы, соответствующие ГОСТ, и индивидуального проектирования
Тактильные пиктограммы применяются для передачи информации посредством изображения и рельефа (для слабовидящих и слепых людей) на них изображаются знаки, символы и рисунки, интуитивно понятные людям не зависимо от знания языка
Описание: Рисунок 3 Тактильная плитка
Специальные объемные тактильные плитки и покрытия, обозначающие направления движения, повороты и препятствия (перекресток, ступени, лестницу, дверь)
Описание: Рисунок 4 Тактильно-звуковая мнемосхема для остановки
Приспособление предоставляет инвалидам по зрению информацию о местоположении инвалида, о близлежащих учреждениях, улицах, и других объектах, а также о потенциальных преградах и опасных участках на пути незрячего (в том числе, при переходе дороги), о расписании общественного транспорта по времени и по номерам транспорта, описание действий и траектории движения для посадки в автобус.
Описание: Рисунок 5 Полноцветная тактильная мнемосхема
Приспособление предназначено для людей с нарушениями функции зрения. Полноцветная мнемосхема представляет собой табличку с объемными знаками и рисунками с указанием нахождения выходов, кабинетов, лестниц и проемов в здании
Рисунок 6 Тактильная мнемосхема на стойке
Приспособление является универсальным решением для организации получения информации слабовидящими и слепыми пользователями. Благодаря наличию колес, устройство является мобильным и предоставляет возможность устанавливать его в любом, удобном для человека с ограниченными возможностями месте
Рисунок 7 Тактильные пиктограммы
Приспособление используются для информирования инвалидов посредством тактильно-рельефного изображения. На пиктограммах нанесены рисунки и символы, которые понятны на интуитивном уровне
Рисунок 8 Комплексные тактильные таблички азбукой Брайля
Приспособление сочетающие в себе как плоско печатные буквы, так и надписи выполненные по системе Брайля
Рисунок 12
Тактильно-звуковая мнемосхема
Приспособление, предоставляющее возможность инвалидам по зрению и слуху получить необходимую информацию любым доступным для него способом. Устройство сочетает в себе получение информации тактильным способом, граждане с инвалидностью могут сенсорным путем получить геометрическое представление о помещении и звуковым способом - система воспроизведет аудиоописание местонахождения и возможный маршрут следования
Рисунок 9 Тактильная мнемосхема
Устройство для слабовидящих или слепых людей - это одна из разновидности указателей в здании, которые представляют собой таблички с объемными знаками и рисунками с указанием нахождения выходов, кабинетов, лестниц и проемов в здании. Данный тип указателей для инвалидов по зрению является одним из самых эффективных и популярных среди пользователей
Рисунок 10 Тактильно-звуковая мнемосхема для открытых территорий
Устройство, предназначенное для приветствия граждан с инвалидностью, записанным речевым сигналом, призывающее воспользоваться услугами информирования
Рисунок 11 Тактильно-звуковая мнемосхема для подземного/надземного перехода
Приспособление для города, предназначенное для инвалидов по зрению в целях ориентирования и получения информации комбинированным способом (звуковое, тактильное и визуальное информирование)
Рисунок 16
Поручни для санитарных комнат
Поручни предназначены для придания устойчивости при переходе в вертикальное положение из положения сидя в ванне или туалете.
Рисунок 13 Пандус раздвижной телескопический
Пандус - это наклонная поверхность для вертикального перемещения инвалидов на креслах-колясках, пешеходов с детскими колясками и других категорий населения
Рисунок 14 Ступенькоход
Мобильный лестничный подъемник на гусеничном ходу, предназначенный для перемещения инвалидов-колясочников по лестничным маршам в зданиях, не оборудованных лифтами и пандусами
Рисунок 15 Лестничное подъемное устройство с платформой
Предназначено для преодоления перепадов высот инвалидами в креслах-колясках и лицами с ограниченными двигательными способностями в жилых и общественных зданиях